среда, 13 января 2010 г.

Учимся вышивать гладью

Часть 1

Вышивка гладью отличается от вышивки крестом тем, что нам не нужны никакие схемы. Изображение не разбивается на маленькие цветные точки (крестики), что делает его более живым и реалистичным. Мы можем вышить любой понравившийся рисунок – повторить картину, фотографию. А, возможно, не повторить, а создать, используя понравившиеся элементы, что-то новое, свое.
Как художник, используя кисти и краски, мы, используя иглу и нити, способны создать изображение как реалистичное, так и абстрактное, но о втором после, сейчас о первом. Ведь даже великие импрессионисты и авангардисты начинали с азов, с карандашного рисунка и максимально достоверной передачи натуры. Наши амбиции поменьше (пока, во всяком случае), но и мы сначала освоим азы.
Как у художника есть кисти и краски, так у нас есть иглы и нити различных оттенков. Мы научимся пользоваться «чистыми» цветами, и смешивать их на нашем холсте (ткани, которую выбрали для вышивки, кстати, и для нас лучше всего подходит тонкий холст).


Итак, наше изобразительное средство – нити. О выборе иголок я говорить не буду, большинство из вас вышивает крестом, и знает какая игла лучше лежит в руке. Еще раз остановлюсь на нитях. Мы будем использовать хлопчатое мулине. Желательно одного производителя. Т.к. нити разных марок имеют разную кручоность и шелковистость. Эти факторы могут существенно отразиться на итоге работы, т.к. (это удивительное свойство вышивки не перестает меня удивлять) наши работы будут живыми. В зависимости от освещения они будут обретать новый вид, на картине может наступить вечер, утро, ее может окутать туман. Все эти эффекты – свойство ниток, способных отражать свет и бликовать.
Так же как художник делает мазки разной длины и направления, мы будем делать стежки разной длины и направления. Для того, чтобы работа смотрелась максимально аккуратной и естественной, будет лучше, если длина стежка не будет превышать 7 мм. Часто придется делать стежки еще меньшей длины, вплоть до 1 мм.
Располагаться они могут и должны в разных направлениях, но об этом мы будем говорить позже. И сегодня мы вышьем небольшое упражнение, в котором стежки будут лежать параллельно и очень плотно друг другу. Для достижения нужной плотности мы будем иногда делать стежки «враскол»
При выполнении таких стежков, выведя нить на лицевую сторону работы, мы прокалываем иголкой предыдущий стежок так, чтобы последняя нить уходила на изнанку сквозь волокна предыдущей. На схеме изображены такие стежки.

Их количество, по отношению к обычным стежкам может доходить до 30%. Помните: наша задача добиться такой плотности вышивки, при которой не будет видна основа.
Мы вышиваем гладью, поэтому поверхность должна быть ровной и гладкой.

Итак, выберем нить любого (светлый удобней) цвета и закрепим ее на ткани.
Это можно сделать несколькими способами. 1 – сделать несколько (3-4) маленьких стежков, буквально через одну-две нити основы, выведя в конце нить на лицевую сторону работы. 2 – если вы уже что-то вышили, можно пропустить нить под стежки, имеющиеся на изнанке. 3 – если вам предстоит вышить большую поверхность, можно отмерить нить большей длины чем обычно (оптимально – 40 см) и сделать маленький стежок по лицевой стороне работы, оставив половину нити на работе (я часто заматываю ее за винт, зажимающий пяльцы или вдеваю в запасную иглу и заматываю за нее на краю работы), второй же половиной нити вышиваю. Когда она заканчивается – использую оставшуюся половину.
Для нас очень важно, чтобы не было узелков на изнанке. Это может вызвать неудобства в дальнейшей работе. Кстати об изнанке, к сожалению, красивой она не получится, и будет представлять из себе «кашу» из разных стежков и хвостиков от закончившихся и начинающихся нитей. (Когда нить заканчивается, мы выводим ее на изнанку и продеваем через имеющиеся стежки.)
Нить закреплена и мы делаем первый стежок. На рисунке 1 (и на всех следующих он будет обозначаться овальчиком) показан первый стежок и направление движения нити.

Выполняем второй стежок


Обратите внимание на то, что начало второго стежка находится рядом с концом первого. Вводим иглу на изнанку рядом с тем местом, где начинается первый стежок. Начало и конец стежков не должны совпадать.

Если у вас будут стежки, которые входят в одно место, то натяжение нити вызовет образование дырочки.
Затем выполняем аналогично второму третий стежок.

Наша вышивка двигается сверху вниз или снизу вверх. Направление выбирайте сами, главное – правильно располагать стежки друг относительно друга.
После выполнения четырех стежков, и вывода нити на лицевую сторону работы изнанка должна выглядеть так.

Выполните в одном направлении (вверх или вниз) 10-15 стежков.
Теперь продолжим заполнение поверхности ткани стежками в обратном направлении.

Если вы вышивали сверху вниз, то вторую дорожку стежков вышиваем снизу вверх. Стежки второго ряда должны оканчиваться в промежутке от ¼ до ½ длины стежков первого ряда. Некоторые стежки можно и нужно выполнять враскол. Помните: наша задача – добиться равномерного заполнения ткани нитями. Должно получиться что-то наподобие схемы.

Внимательно посмотрите на работу. Если пустые пространства все же появились, добавьте несколько коротких стежков, их закрывающих.
Рис. 1-8.
Старайтесь так располагать стежки, чтобы на изнанке перетяжки нитей были как можно меньше.
Вышейте таким образом площадь в 3 квадратных см.

Часть 2

Если мы рисуем карандашом то, заполняя бумагу параллельными штрихами, мы можем нарисовать плоскую поверхность. Так же и в вышивке. На прошлом занятии мы вышили первое упражнение, научившись заполнять пространство параллельными стежками. Соответственно, мы уже можем вышить любой плоский предмет. Например, ближнюю к нам грань куба, поверхность стола (если вышиваем натюрморт), стену дома, забор, поляну с мелкой, ровно лежащей травой, или поле вдалеке, траву на котором мы визуально воспринимаем как однородную поверхность, и проч.
Но нас окружают, большей частью, объемные предметы. Поэтому мы должны научиться вышивать объемные конструкции.
Объем на картине достигается двумя способами. Либо направлением штриха/стежка, либо цветом штриха/стежка. Для усиления эффекта мы можем использовать оба способа – стежки разного направления и разного цвета.
Если мы вышиваем, например, ствол дерева, то стежки могут располагаться так.
На рисунке 1а стежки лежат поперек ствола. На рисунке 2а показано, как цветом мы можем сделать его объемным. Т.е. посередине мы используем светлые нити, затем более темные. На рисунке 1б мы используем вертикальные стежки, на рисунке 2б, как и на 2а, середину вышиваем светлыми нитями, края – темными. Таким образом удобно вышивать деревья и колонны, находящиеся от нас на некотором удалении.
Как я уже говорила, можно усилить эффект, выполняя стежки так, чтобы они загибались от центра к краю, и применяя нити разных цветов.
Выполним упражнение.

1. Нарисуйте на ткани простым карандашом фигуру, как на рисунке. Высотой и шириной см. 2-2,5. Внутри нее мы и будем вышивать.
2. По центру выполните вертикальный ряд стежков (рис. 4а), а затем в обратном направлении второй ряд стежков (рис. 4б) которые будут находится под небольшим углом по отношению к первому ряду. Все стежки делаем длиной около 5 мм.
Примечание. Направление второго и последующих рядов стежков имеет значение. Если они «загибаются» наверх, по отношению к первому ряду, то на картине будет создаваться эффект, что мы смотрим на предмет сверху вниз. Так стоит вышивать деревья на картине (когда они находятся близко) и предметы на натюрмортах, находящиеся на уровне наших глаз или чуть ниже. Если нам надо усилить эффект «высоты» расположения предмета (например, мы вышиваем вазу, стоящую на шкафу, или дерево, на которое мы смотрим, лежа на траве у его корней), то стоит вышивать второй ряд «загибая» его вниз.
3. Вышиваем еще один ряд стежков (чуть более мелких), закрывая стык первых рядов, и сглаживая угол «загиба» линии. В дальнейшем, когда вы научитесь видеть правильный угол искажения линии, вы сможете выполнять ряды стежков не в вертикальном, а в горизонтальном порядке. В этом случае ваши действия будут похожи на вышивку стебельчатого шва.
За следующими исключениями: а) стежки должны располагаться более параллельно друг другу (ведь в стебельчатом шве они имеют некоторый наклон); б) общая линия шва будет искривляться (на картинке показан прямой шов). Такой подход хорош, когда вам не нужно смешивать цвета, и вы можете спокойно укладывать один ряд стебельчатого шва за другим параллельно нижней или верхней линии на рисунке 3.
4. Рисунки 6 и 7 иллюстрируют необходимость продолжить работу симметрично относительно центрального ряда стежков.5.
В итоге мы должны получить заполнение нарисованной карандашом фигуры стежками как на следующем рисунке.
По краями фигуры следует проложить несколько коротких (мм 2-3) стежков, для того, чтобы край был четким и ровным.
Вышитый элемент уже будет иметь объем. Этот эффект достигается а) общей формой, б) направлением стежков.
Примечание: посмотрите на свою работу под разными углами. Особенно хорошо это сделать вечером, при свете настольной лампы. Вы увидите, насколько объемной может выглядеть даже такая простая вышивка за счет переливов света в нитях.

Те, кто чувствует себя неуверенно, могут вышить упражнение дважды. Первый раз – нитями одного цвета, второй раз – нитями трех цветов. Более уверенные в своих силах, могут, прочитав объяснение и рассмотрев картинки, приступить к вышивке сразу в три цвета. Для этого первый ряд мы вышиваем светлыми нитями, второй – нитями среднего оттенка, третий – самыми темными. Ряды маленьких стежков, закрывающие стыки между рядами больших, вышиваются нитями двух цветов вперемешку. Итоговый результат я изобразила на следующем рисунке.

Обратите внимание на то, что мы получаем выгнутую плоскость, если используем светлые нити в центре, а темные по краям, и наоборот – вогнутую, если темные нити используем в центре, высветляя края.

Часть 3

На первых двух занятиях мы научились вышивать параллельные стежки, располагающиеся по горизонтали и по дуге; потренировались смешивать цвета. Сегодня мы продолжаем вышивать нитями трех цветов, и научимся вышивать стежки, расходящиеся из одной точки веером.
1. Нарисуйте на ткани простым карандашом треугольник как на рисунке 1.

Выполнять вышивку можно как с широкой части, так и с узкой. Мы будем вышивать, начиная с низа фигуры.
2. Выполните несколько стежков светлыми нитями от угла, направляя их веером. Следите за тем, чтобы они не начинались в одной точке, иначе вы получите дырочку, которую в дальнейшем, будет тяжело закрыть другими стежками. Следите так же за натяжением нити: она должна лежать свободно, но не висеть, быть натянутой плотно, но не стягивать ткань. (важно так же следить за тем, чтобы ткань в пяльцах была хорошо натянута.)3. Выполните второй ряд стежков этой же нитью.
4. Выполните третий (а затем и четвертый) ряд стежков нитью среднего оттенка.

5. Следите за тем, чтобы не оставалось мест, где среди стежков видна ткань. Если такие места остаются, выполните на них несколько коротких стежков нитями того цвета, который вы считаете недостающим – если хотите продлить светлый участок – светлыми, если хотите сделать участок более темным – темными. Старайтесь смешивать стежки разных цветов так, чтобы переход цвета был плавным.
6. Продолжите вышивку нитями темного цвета.
В результате вы должны получить треугольник, в котором острый угол будет светлым, верхняя часть темной, а посередине будет плавный переход от светлого цвета к темному.
7. Нарисуйте еще один (такой же как на рисунке 1) треугольник на ткани.
Снова вышьем его, но на этот раз, начинать будем из центра. В общей массе стежки должны лежать так же, как и в прошлом упражнении. Меняется только положение нитей разных цветов. Переход цвета будет осуществляться от центра к краям. Если центр будет светлым, а края темными – мы получим выпуклый конус, если наоборот – вогнутую воронку в разрезе.

8. Начнем от середины.
Вышьем центр светлыми нитями. Схема работы такая же, как в прошлом упражнении. Начинаем с острого угла, располагаем стежки веером на протяжении всей фигуры от угла до верхнего края. Заполняем пространство, отмеченное на рисунке цифрой 1.
Затем берем нить темней по цвету, вышиваем в том же порядке секторы под цифрой 2, затем самой темной нитью вышиваем края (секторы под цифрой 3).
9. Когда вся поверхность фигуры заполнена стежками, выполняем «сглаживание перехода цветов» вышивая
А) несколько коротких стежков вдоль основного направления светлыми нитями в секторе 2 (рядом с границей между 1-ым и вторым секторами),
Б) несколько коротких стежков нитями среднего оттенка в среднем секторе и в секторе под номером 3 (так же около границ секторов)
В) несколько коротких стежков самыми темными нитями во 2-ом секторе, опять же рядом с границей 2-ого и 3-его секторов.

Выполнив эти упражнения, мы научились во-первых: укладывать стежки «веером» не оставляя пустых пространств между ними, во-вторых: смешивать стежки разных оттенков не только по горизонтали (как на прошлом занятии), но и по вертикали.
источник Дневник Silver Brut

1 комментарий:

  1. Спасибо за инфу! Давно мечтала научиться, все времени не хватает ))) Буду следить за темой!

    ОтветитьУдалить